Колокола

ОСВЯЩЕНИЕ КОЛОКОЛОВ

В 1926 году в России был отлит последний церковный колокол, и надолго погасли литейные колокольные печи. Минуло почти 70 лет. В 1995 г. Комиссия по художественному убранству Храма Христа Спасителя конкурсе объявила конкурс на право изготовления колоколов для Храма, победителем в котором стал первый литейный цех ЗИЛа.

Всего зиловцы отлили для Храма 4 тяжелых колокола: Большой Торжественный массой 29,8 т, который звучит только 4 раза в год по самым великим православным праздникам, Праздничный, чей голос можно услышать в дни двунадесятых праздников, Полиелейный весом в 9,2 т и 5-тонный Будничный. Первый колокол залит 31 мая 1996 г., последний - 2 августа 1997 г.

Конкурс и изготовление

По условиям конкурса каждый участник должен был отлить на свои средства и представить не менее 10 колоколов.' весом от 8 кг до 3,5 т. За два месяца до начала конкурса были получены технические условия и задания. Тернистый путь к победе прошли автозаводцы вместе со специалистами "Общества древнерусской музыкальной культуры". Из 13 соискателей в финал вышли только двое: частное предприятие "ЛИТ-ЭКС" и ЗИЛ. 29 декабря - последний день конкурса. На площадке Храма Христа Спасителя сооружены временные звонницы, где и висели представленные на конкурс колокола. Их осматривали, слушали патриарх Алексий II, Юрий Михайлович Лужков. Сделать выбор было трудно. И Святейший принял решение продлить конкурс еще на месяц с тем, что-бы привлечь как можно больше специалистов - акустиков и историков.
После проведения всевозможных экспертиз и испытаний мнение членов комиссии было единодушным - зиловские колокола лучшие. Патриарх торжественно освятил их.
Из колоколов прежнего храма лишь один сохранилс и находится теперь в Троице-Сергиевой Лавре. От остальных остались только старые нечеткие фотографии да описания в книгах Н. Оловянишникова "История колоколов и колокололитейное искусство", вышедшей в 1912 году, и М. Мостовского "Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве" 1883 года. Ни чертежей, ни тем более моделей не было. Все нужно было создавать заново - рассчитать профили колоколов, выполнить чертежи, изготовить модельную оснастку, разработать эскизы декора, построить печь для выплавки металла и, наконец, отлить колокола.

Теоретическую часть взяли на себя специалисты "Общества древнерусской музыкальной культуры". Научные разработки и расчеты выполнила лаборатория колокольной акустики под руководством проф. Б.Нюнина совместно с заводскими акустиками во главе с выпускником физфака МГУ С.Юдиным. После отливки пробного колокола, который висит теперь в музее ЗИЛа, была определена погрешность и подкорректирован внутренний профиль колокола.

Но задача неимоверной сложности, самая, пожалуй, тяжелая, хотя и самая почетная ноша легла на плечи Начальника 1-й литейного цеха ЗИЛа. М.А.Машина - координирование всех работ, поиск партнеров, заключение договоров, создание в цехе нового участка, опробование. И все это не вместо текущей производственной программы цеха как одного из участков завода, а вместе с ней. Выполняя этот заказ, люди работали сверхурочно по 2 смены подряд, спали прямо в цехе, не уходя домой. Дл сравнения: итальянская фирма бралась изготовить тяжелые колокола за три года, голландцы готовы были уложиться в 1,5 года. ЗИЛу же определили срок в 10 месяцев.