Список руководителей бригад художников, воссоздающих живопись Храма

1. Ананьев Владимир Михайлович
2. Артемьев Алексей Валерьевич
3. Бакшаев Виталий Андреевич
4. Бойцов Владимир Эмильевич
5. Быстров Александр Кирович (г. Санкт-Петербург)
6. Витошнов Валерий Георгиевич
7. Гаврилов Николай Александрович (г. Псков)
8. Живаев Алексей Алексеевич (г. Санкт-Петербург)
9. Кочетова Наталья
10. Максимов Евгений Николаевич
11. Медведев Владимир Николаевич (г. Подольск)
12. Мухин Николай Александрович (г. Ярославль)
13. Нестеренко Василий Игоревич
14. Павлов Владимир Федорович
15. Присекин Сергей Николаевич
16. Псарев Виктор Пантелеевич
17. Репин Сергей Николаевич (г. Санкт-Петербург)
18. Соломин Николай Николаевич
19. Челомбиев Валентин Нестерович

Общее руководство работами по воссозданию сюжетных и орнаментальных росписей Храма Христа Спасителя осуществляет Российская Академия Художеств.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ

Российская академия художеств - высшая государственная творческая научная организация, крупнейший центр отечественной культуры, учреждена в 1757 году. Более чем за 240 лет своего существования она обогатила сокровищницу мировой культуры многими выдающимися произведениями. Российская академия художеств Указом президента Российской Федерации наряду с Эрмитажем, Большим театром, Третьяковской галереей отнесена к особо ценным объектам национального достояния народов России.

Разнообразна творческая деятельность Российской академии художеств в наши дни, активно работают отделения живописи, скульптуры, графики, искусствознания и художеств венной критики декоративно - прикладного, театрального искусства, архитектуры, дизайна, региональное отделение "Урал, Сибирь, Дальний Восток", объединяющие выдающихся мастеров искусства.

Третий век Академия сохраняет свою структуру во всей полноте и уникальности. Единственная в мире фундаментальная система художественного академического образования продолжает развиваться в старейших учебных заведениях: Санкт-Петербургской академии живописи скульптуры и архитектуры, Московском художественном государственном академическом институте им. В. И. Сурикова, Московском и Санкт-Петербургском художественных лицеях, 15 академических творческих мастерских в разных городах России.

Ученые с мировым именем работают в научно - исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств Академии, в основанных в XVIII веке академических, Научно-исследовательском музее с филиалами. Научной библиотеке, Научно - библиографическом архиве.

Призванная заниматься проектами украшения столиц и городов Академия с XVIII века реально руководила возведением многих крупных сооружений, как в России, так и за рубежом. В 1997 году президентом Академии избран 3. К. Церетели - художник с мировым именем, Герой труда, Народный художник СССР, Народный художник Грузии, Народный художник Российской Федерации, Лауреат Государственных премий (4), профессор, Президент Международного центра Дизайна, Президент Международной Академии Информатизации, Президент Московского отделения международного фонда Содействия ЮНЕСКО, Посол доброй воли ЮНЕСКО, Академик Международной Академии Наук о природе и обществе. Под руководством 3. К. Церетели разработан и утвержден правительством Российской Федерации новый Устав Российской академии художеств. Накопленный коллективный опыт, высокий авторитет и масштабность деятельности позволяют Академии активно решать задачи, предложенные временем, сохранять важную роль в определении главных направлений практики и теории современного искусства.

На Российскую академию художеств в 1995 году Общественным наблюдательным советом по воссозданию Храма Христа Спасителя под руководством Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго и Мэра Москвы Ю. М. Лужкова была возложена основная историко-художественная миссия по возрождению великолепного художественного убранства Храма Христа Спасителя в Москве. Над созданием уникального памятника в ХIХ веке работали талантливые питомцы Академии, профессора, академики: архитекторы К. А. Тон, А. И. Резанов, Л. В. Даль, скульпторы П. К. Клодт, А. В. Логановский, Н. А. Рамазанов, Ф. П. Толстой, живописцы В. П. Верещагин, Н. А. Кошелев, В. Е. Маковский, А. Т. Марков, Т. А. Нефф, И. М. Прянишников, Г. И. Семирадский, Е. С. Сорокин, В. И. Суриков и многие другие.

Консолидация лучших творческих сил России под руководством президента Российской академии художеств 3. К. Церетели дала возможность возродить скульптурное и живописное убранство храма в небывало короткий срок - за 8 месяцев. Большую, творческую, организационную, консультативную работу вел 3. К. Церетели в качестве главного художника комплекса Храма Христа Спасителя. Он выиграл ряд конкурсов и воссоздал 6 крестов, 16 врат, большие люстры Храма, осуществил благоустройство территории и многое другое.

Всей работой по созданию проектной документации руководил М. М. Посохин - директор Управления Моспроект - 2, член президиума Российской академии художеств, академик, заслуженный архитектор Российской Федерации, член корреспондент Международной академии архитектуры, кандидат архитектуры, доцент.

Оперативное руководство исполнением моделей скульптуры Храма осуществлял Ю. Г. Орехов - вице-президент Российской Академии Художеств, Народный художник России, лауреат Государственных премий (2), почетный член Академии изящных искусств г. Каррары (Италия). Скульптурное убранство храма воссоздали академики Российской академии художеств И. М. Рукавишников, В. Е. Цигаль, А. В. Цигаль, Ю. В. Александров, А. Н. Бурганов, А. М. Белащов, В. Э. Горевой, М. В. Переяславец, Т. М. Соколова, выпускники академических институтов, скульпторы, имеющие награды Российской академии художеств: В Ф. Губко, М. В. Дронов, А. М. Ковальчук, И. А. Козлов, А. П. Семынин, Д. Н. Тугаринов и другие. Благодаря 3. К. Церетели был налажен процесс отливки из бронзы скульптуры на заводе " Монументскульптура" в Санкт-Петербурге.

Оперативное руководство воссозданием живописи храма осуществлял Е. И. Зверьков - вице-президент Российской Академии художеств, народный художник СССР, Лауреат государственных премий (2), академик Международной академии наук о природе и обществе.

С целью подготовки кадров художников для работы в Храме Российская академия художеств открыла отделение церковно-исторической живописи в Санкт-Петербургском институте им. И. Е. Репина. Более 70 лет в России иконописных школ не существовало. В конкурсах на право воссоздания живописного убранства Храма Христа Спасителя победили и работали в Храме, в основном, выпускники, профессора, члены Российской академии художеств академических институтов Санкт-Петербурге кого им. И. Е. Репина и Московского им. В. И. Сурикова. Огромную оперативную помощь художникам оказал созданный по инициативе президента Академии Церетели З. К. художественный Совет Российской академии художеств в составе: Розанов Е.Г. - председатель, народный архитектор СССР, лауреат Государственных премий СССР (2), лауреат Государственных премий Узбекистана (2), академик Международной академии архитектуры, действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук, кандидат архитектуры; Зверьков Е. И. - заместитель председателя; Курилко-Рюмин М. М. - заместитель председателя. Члены Совета: Бичуков А. А. , Васнецова О. А. , Воронов Н. В. , Дробицкий Э. Н. Жилинский Д. Д. , Митурич-Хлебников М. П. , Назаров Ю. В. , Салахов Т. Т. , Соколова Л. А. , Чернов Ю. Л. , Шмаринов А. Д. , иерей Леонид Калинин, ученый секретарь Совета - Ширшова Л. В.

Теперь, когда скульптурные композиции заняли свои места на возрожденном Храме Христа Спасителя, никому не приходит в голову, что их делали разные мастера, что говорит о высоком профессиональном уровне российских скульпторов.