22 марта 2020 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была отслужена Божественная литургия, которую возглавил Феофилакт, епископ Дмитровский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.



22 марта 2020 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была отслужена Божественная литургия, которую возглавил Феофилакт, епископ Дмитровский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Владыке Феофилакту сослужили: протоиерей Михаил Рязанцев, Ключарь Храма Христа Спасителя; протоиереи: Георгий Мартынов, Андрей Марущак; протодиаконы: Николай Филатов, Дионисий Пряхин; диакон Иоанн Клинцов, а так же: иерей Алексий Тимофеев, клирик храма святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе; иерей Максим Тогубицкий, клирик храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братееве.

За Литургией пел Патриарший хор Храма Христа Спасителя под управлением регента Ильи Толкачева.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Андрей Марущак.

В завершении Богослужения Владыка Феофилакт обратился ко всем собравшимся со словом приветствия.

Из истории возникновения Крестопоклонной недели.

Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.

Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.

Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.

Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения – о «готовящихся к просвещению» – как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.

Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.

Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.