Вечером 13 августа 2018 года, к канун праздника Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев возглавил вечернее Богослужение, а 14 августа - Божественную литургию.



Протоиерею Михаилу Рязанцеву сослужили: протодиакон Николай Филатов, протодиакон Дионисий Пряхин, а так же: иерей Димитрий Кельманов, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы.

За Богослужением пел Камерный хор Храма Христа Спасителя.

Во время пения великого славословия, отец Ключарь, подняв святой Крест над головой, торжественно вынес Его из алтаря, и положил Крест на центральный аналой.

По традиции в этот день, после окончания Божественной литургии, были совершены малое освящение воды и чин освящения меда нового сбора, после которого отец Ключарь обратился ко всем молящимся со словами проповеди.

С этого дня начинается строгий пост, приготовляющий верующих к празднику Успения Пресвятой Богородицы, который Св. Церковь отмечает 28 августа. По названию этого Праздника пост и получил свое наименование - Успенский.

Традиция поклонения в этот день Честному Животворящему Кресту возникла в Византии IX века и связана с сезонным усилением в августе на территории Византийской империи эпидемий и моровых язв. В связи с этим, и появился обычай в первый день августа (а по старому календарному стилю этот праздник приходится как раз на 1-е августа) совершать по улицам Константинополя крестные ходы с частицей Животворящего Древа, посредством которого освящать воду. На Руси этот праздник закрепился в начале XVII века, при Патриархе Филарете, который в этом богослужебном дне соединил несколько русских благочестивых традиций, в числе которых - воспоминание благодатной помощи Божией и даровании в этот день победы над Волжской Булгарией благоверному князю Андрею Боголюбскому и воспоминание события Крещения Руси (согласно Преданию, св. князь Владимир крестил киевлян 1 августа).

Поскольку жизнь православного человека неразрывно связана с его верой, то к этому празднику, и обычаю совершать малое освящение воды, прибавилась традиция приносить в церковь начатки нового сбора меда для его освящения и принесения благодарственной жертвы Господу, подателю всяческих благ. Часть меда, освященного в этот день в храме, традиционно оставлялась на церковные нужды и для раздачи неимущим. Согласно народным приметам, именно с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед и пчеловодам можно начинать его сбор. Поэтому день этот в народе еще называют Медовым Спасом. Этот же обычай лежит и в основе традиции освящения начатков овощей и фруктов нового урожая в день Преображения, именуемого в народе Яблочным Спасом.

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы
на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству /
щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели нас силою Твоею, / победы
дая нам на супостаты, / пособие имущим Твое оружие мира / непобедимую
победу

Седален, глас 6

Крест Твой, Господи, освятися, / в нем бо бывают исцеления немощным
во гресех, / егоже ради припадаем Ти, помилуй нас.